1. Дорожная разметка и её характеристики

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная - оранжевый цвета.

Горизонтальная разметка:

Знаки ПДД

1.1.<*> - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
______________________________
<*> Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-9.
Знаки ПДД
1.2.1 (сплошная линия) - обозначает край проезжей части;
Знаки ПДД
1.2.2 (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) - обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;
Знаки ПДД
1.3. - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;
Знаки ПДД
1.4. - обозначает места, где запрещена остановка. При меняется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
Знаки ПДД
1.5. - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
Знаки ПДД
1.6. (линия приближения - прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) - предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
Знаки ПДД
1.7. (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) - обозначает полосы движения в пределах перекрестка;
Знаки ПДД
1.8. (широкая прерывистая линия) - обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и тому подобное);
Знаки ПДД
1.9. - обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;
Знаки ПДД
1.10. - обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
Знаки ПДД
1.11. - разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону;
Знаки ПДД
1.12. (стоп-линия) - указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);
Знаки ПДД
1.13. - указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;
Знаки ПДД

Знаки ПДД
1.14.1, 1.14.2. ("зебра") - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;
Знаки ПДД
1.15. - обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;
Знаки ПДД


Знаки ПДД


Знаки ПДД


1.16.1-1.16.3 - обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;
Знаки ПДД
1.17. - обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси;
Знаки ПДД
1.18. - указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.8.1,5.8.2; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

Знаки ПДД Знаки ПДД

1.19. - предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.18.1-1.18.3;
Знаки ПДД
1.20. - предупреждает о приближении к разметке 1.13;
Знаки ПДД
1.21. (надпись "СТОП") - предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5;
Знаки ПДД
1.22. - указывает номер дороги (маршрута);
Знаки ПДД
1.23. - обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств;

Знаки ПДД Знаки ПДД Знаки ПДД

1.24.1-1.24.3 - дублирует соответствующие дорожные знаки и применяется совместно с ними;
Знаки ПДД
1.25 - обозначает искусственную неровность на проезжей части.

  • Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
  • Допускается пересечение линии 1.2.1, обозначающей край проезжей части и располагающейся справа от водителя, для остановки транспортного средства на обочине.
  • Линии 1.2.2., 1.5-1.8 пересекать разрешается с любой стороны.
  • Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах - с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.
  • Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.
  • Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.
  • В случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.


2. Вертикальная разметка

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

Вертикальная разметка:
Знаки ПДД
2.1.1-2.1.3 - обозначают элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцовых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

2.2 - обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;
Знаки ПДД
2.3 - обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности;
2.4 - обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное;
2.5 - обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;
2.6 - обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках;
Знаки ПДД
2.7 - обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.

3. Средства регулирования дорожного движения

Транспортные светофоры

Знаки ПДД

С дополнительной секцией

Знаки ПДД

С вертикальным расположением сигналов

 

Знаки ПДД

С горизонтальным расположением сигналов

Знаки ПДД

Знаки ПДД

Для регулирования движения в определенных направлениях

 

Знаки ПДД

Для регулирования движения трамваев и других

маршрутных транспортных средств

 

Знаки ПДД

Для регулирования движения на

территориях предприятий и организаций

и в местах сужения проезжей части

Знаки ПДД

Для обозначения нерегулируемых

перекрестков и пешеходных переходов

 

Знаки ПДД

Знаки ПДД

Знаки ПДД

Для регулирования движения через железнодорожные переезды

 

Знаки ПДД

Реверсивные

 

 

Светофоры для велосипедистов

Знаки ПДД

 

 

Пешеходные светофоры

Знаки ПДД

 

 

Жезл регулировщика

Знаки ПДД

 

 

Диск с красным световозвращателем

Знаки ПДД

4. Опознавательные знаки транспортных средств

Знаки ПДД

Автопоезд

 

Знаки ПДД

Шипы

 

Знаки ПДД

Перевозка детей

 

Знаки ПДД

Глухой водитель

 

Знаки ПДД

Учебное транспортное средство

 

Знаки ПДД

Ограничение скорости

 

Знаки ПДД

Опасный груз

 

Знаки ПДД

Крупногабаритный груз

 

Знаки ПДД

Длинномерное транспортное средство

 

Знаки ПДД

Тихоходное транспортное средство

 

Знаки ПДД

Врач

 

Знаки ПДД

Инвалид

5. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц

1. Механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 5 суток после их приобретения или таможенного оформления.

2. На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов)и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка.

Цифры и буквы регистрационных знаков должны быть повторены на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов (кроме прицепов к легковым автомобилям и мотоциклам) и автобусов (кроме особо малых). Высота цифр - не менее 300 мм, ширина - не менее 120 мм, толщина штриха - 30 мм, размер букв - 2/3 от размера цифр.

На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.

3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

4. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта, а при перевозке детей, кроме того, борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола.

Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

5. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.

6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

7. Гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, быть оборудована спереди двумя световозвращателями или фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади - двумя световозвращателями или фонарем красного цвета.

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

"Автопоезд" - в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм - на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;

"Шипы" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы -1/10 стороны) - сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;

"Перевозка детей" - в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (сторона не менее 250 мм, ширина каймы -1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.21 - спереди и сзади транспортных средств при организованной перевозке групп детей;

"Глухой водитель" - в виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз, - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;

"Учебное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "У" черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы-1/10 стороны), - спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);

"Ограничение скорости" - в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы -1/10 диаметра) - на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктом 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;

"Опасный груз"

- при осуществлении международных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 400х300 мм, имеющего свето-возвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях - на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;

- при осуществлении иных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 690х300 мм, правая часть которого размером 400х300 мм окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств.

На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза;

"Крупногабаритный груз" - в виде щитка размером 400х400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;

"Длинномерное транспортное средство" - в виде прямоугольника размером не менее 1200х200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность, - сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600х200 мм симметрично оси транспортного средства;

"Тихоходное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:

"Врач" - в виде квадрата синего цвета (сторона 140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм), на который нанесен красный крест (высота 90 мм, ширина штриха 25 мм), - спереди и сзади автомобилей, управляемых водителями-врачами;

"Инвалид" - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 7.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200х200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.

На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.

10. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТ 25907-89.

11. Запрещается эксплуатация:

- автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);

- троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим Правилам технической эксплуатации;

- транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственный технический осмотр;

- транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. Без прохождения государственного технического осмотра эксплуатация транспортного средства после регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, допускается в течение 30 суток. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) этот срок продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

- транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

- выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которым и за прощается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или незарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр;

- допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;

- направлять для движения по дорогам с асфальто и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии;

- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения;

- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации.

14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:

- проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;

- проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений;

- установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;

- маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;

- проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;

- внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;

- перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;

- движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя и более прицепами;

- программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;

- перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;

- производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.

Примечание. В тексте настоящего документа использована специальная терминология, установленная Правилами дорожного движения Российской Федерации.

16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

- перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и сильнодействующие ядовитые вещества, а также в случаях, установленных специальными правилами, - на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки;

- выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях;

- участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные Правилами дорожного движения.

17. Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб.

18. Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

19. Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации. могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания корпуса не более 200 мм.

20. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.

Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.

21. Сведения об оборудовании транспортных средств проблесковыми маячками всех цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.

6. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".

1. Тормозные системы

1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой:

 

 

Тормозной путь не более, м

Установившееся замедление не менее, м/с2
Легковые автомобили, в том числе с прицепом 14,7 5,8
Грузовые автомобили и автобусы 18,3 5
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) 19,5 5
Двухколесные мотоциклы и мопеды 7,5 5,5
Мотоциклы с боковым прицепом 8,2 5

Примечания:
1. Испытания проводятся на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием при скорости в начале торможения 40 км/ч - для автомобилей, автобусов и автопоездов и 30 км/ч - для мотоциклов и мопедов. Транспортные средства испытывают путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой. Масса транспортного средства при испытаниях не должна превышать разрешенной максимальной массы.
2. Эффективность рабочей тормозной системы транспортных средств может быть оценена и по другим показателям в соответствии с ГОСТом Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

  • транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;

  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;

  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно

2. Рулевое управление

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

 

  Суммарный люфт не более, градусов
Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы 10
Автобусы 20
Грузовые автомобили 25

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание.
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. Спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного света или световозвращатели красного света, а сзади - белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм.

Примечание.
Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.

6. Двигатель

6.1. Содержание вредных веществ в отработанных газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТами 17.2.2.03-87, Р 17.2.2.06-99 и 21393-75.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработанных газов.

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

7. Прочие элементы конструкции

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Примечание.
На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.7. Отсутствуют:

  • на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах -медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по
    ГОСТу 24333-97;

  • на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т - противооткатные упоры (должно быть не менее двух);

  • на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу 24333-97.

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.

7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

7. Типовой перечень жестов сотрудника ДПС по регулированию дорожного движения и порядок их выполнения

1. Основные положения инспектора с жезлом:

2. Основные положения инспектора без жезла.

3. Порядок выполнения инспектором движений (сигналов) с жезлом.

4. Порядок выполнения инспектором (сигналов) движений при регулировании без жезла.

5. Дополнительные жесты левой рукой (выполняются как с жезлом, так и без него).

 

1.1. Основная (строевая) стойка - стоять прямо, без напряжения, пятки

вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни, ноги

выпрямлены в коленях,но не напряжены, грудь приподнята, плечи

развернуты (без лишнего напряжения);

руки свободно внизу (правая с жезлом); голову держать прямо;

смотреть перед собой (рис.1, 2, 3).

Знаки ПДД

Рис.1

Знаки ПДД

Рис.2

Знаки ПДД

Рис.3

1.2. Сигнал "Внимание!".

Стойка: правая рука свободно поднята вверх перед собой, жезл сверху.

В этом положении руку необходимо согнуть в локтевом суставе так,

чтобы локоть был на уровне лба, кисть, сжатая в кулак, повернута

пальцами внутрь (указательный и большой пальцы вытянуты вдоль

жезла) и удерживает жезл, поднятый вертикально (рис.7).

Знаки ПДД

Рис.7

1.3. Сигнал "Левый поворот".

Стойка: правая рука вытянута вперед, жезл впереди и является как бы

продолжением руки (рис.9).

Знаки ПДД

Рис.9

1.4. Сигнал "Разрешено движение транспорта в прямом направлении и

с поворотом направо".

1.4.1. Основная стойка (рис.11).

Знаки ПДД

Рис.11

1.4.2. Стойка: правая рука согнута перед грудью, жезл влево.

В этом положении рука согнута в локтевом суставе так, что кисть,

держивающая жезл, находится у средней линии туловища; локоть

поднят на высоту плеча, кисть повернута внутрь (рис.12).

Знаки ПДД

Рис.12

1.4.3. Стойка: руки в стороны, большой и указательный пальцы правой

руки вытянуты вдоль жезла (рис.13).

Знаки ПДД

Рис.13

 

 
2.1. Основная стойка - та же, что и с жезлом (рис.4, 5, 6).

Знаки ПДД

Рис.4

Знаки ПДД

Рис.5

Знаки ПДД

Рис.6

2.2. Сигнал "Внимание!".

Стойка: правая рука свободно поднята вверх; кисть повернута ладонью

вперед, пальцы прижаты друг к другу (остальные указания те же, что и

при аналогичном положении с жезлом) "(рис.8).

Знаки ПДД

Рис.8

2.3. Сигнал "Левый поворот",

Стойка: правая рука вытянута вперед ладонью внутрь (рис.10).

Знаки ПДД

Рис.10

2.4. Сигнал "Разрешено движение транспорта в прямом направлении и

с поворотом направо".

2.4.1. Основная стойка (рис.14).

Знаки ПДД

Рис.14

2.4.2. Стойка: правая рука согнута перед грудью, запястье у средней

линии корпуса, ладонь повернута внутрь (рис.15).

Знаки ПДД

Рис.15

2.4.3. Стойка: руки в стороны, ладони повернуты вперед (рис.16).

Знаки ПДД

Рис.16

 

 
3.1. Сигнал "Внимание".

Исходное положение - основная стойка (сигналы "Левый поворот" или

"Разрешено движение транспорта в прямом направлении с поворотом

направо").

Поднять правую руку с жезлом вверх перед собой (рис.17, 19, 21).

Знаки ПДД

Рис.17

Знаки ПДД

Рис.19

Знаки ПДД

Рис.21

3.2. Сигнал "Левый поворот". Выполняется из двух исходных положений:

3.2.1. Из исходного положения - основная стойка (рис.23), вытягивая

правую руку вперед, движением пальцев вскинуть жезл вперед

(рис.24, 25).

Знаки ПДД

Рис.23

Знаки ПДД

Рис.24

Знаки ПДД

Рис.25

3.2.2. Из исходного положения - правая рука поднята вверх, перед

собой, жезл вверху (сигнал "Внимание!") (рис.28), опустить руку с

жезлом вперед на уровень плеча; жезл впереди и является продолжением

руки, указательный палец вверху) вытянут вдоль жезла (рис.30).

Знаки ПДД

Рис.28

Знаки ПДД

Рис.30

3.3. Сигнал "Разрешено движение транспорта в прямом направлении с

поворотом направо".

Выполняется из двух исходных положений:

3.3.1. Из исходного положения - основная стойка (рис.32), поднять правую

руку в сторону, жезл вправо, кисть повернута вниз (рис.33). Затем согнуть

руку перед грудью, жезл влево, кисть повернута вниз, запястье у средней

линии корпуса (рис.34).

Знаки ПДД

Рис.32

Знаки ПДД

Рис.33

Знаки ПДД

Рис.34

3.3.2. Из исходного положения - правая рука свободно поднята вверх, жезл

вверху (Сигнал "Внимание!") (рис.38). Опустить руку с жезлом перед грудью,

кисть повернута вниз. Запястье у средней линии корпуса (рис.40).

Знаки ПДД

Рис.38

Знаки ПДД

Рис.40

Второй вариант выполнения сигнала "Разрешено движение

транспорта в прямом направлении и с поворотом направо" выполняется

из исходных положений - основная стойка или сигнал "Внимание!".

Вытянуть руки в стороны на уровне плеч, правая рука удерживает жезл,

кисть внизу, левая - ладонью вперед (рис.42), затем согнуть правую руку

перед грудью, кисть - вниз, запястье у средней линии корпуса (рис.43),

после чего снова выпрямить правую руку в сторону (рис.44).

Знаки ПДД

Рис.42

Знаки ПДД

Рис.43

Знаки ПДД

Рис.44

Повторение сигнала:

Вытянуть руку в сторону, жезл в сторону (рис.33), затем согнуть руку

перед грудью, жезл влево (рис.34).

Знаки ПДД

Рис.33

Знаки ПДД

Рис.34

 

 

4.1. Сигнал "Внимание!" (Сигналы "Левый поворот" или "Разрешено

движение транспорта в прямом направлении с поворотом направо").

Исходное положение - основная стойка. Поднять правую руку перед

собой, кисть повернута ладонью вперед (рис.18, 20, 22).

Знаки ПДД

Рис.18

Знаки ПДД

Рис.20

Знаки ПДД

Рис.22

4.2. Сигнал "Левый поворот".

4.2.1. Из исходного положения - основная стойка (рис.26), поднять

правую руку вперед на уровень плеча, ладонью внутрь рис.27).

Знаки ПДД

Рис.26

Знаки ПДД

Рис.27

4.2.2. Из исходного положения - правая рука поднята вверх перед

собой (сигнал "Внимание!") (рис.29). Опустить руку вперед до уровня

плеча, кисть повернута ладонью влево (рис.31).

Знаки ПДД

Рис.29

Знаки ПДД

Рис.31

4.3. Сигнал "Разрешено движение транспорта в прямом направлении и

с поворотом направо".

Выполняется из двух исходных положений:

4.3.1. Из исходного положения - основная стойка (рис.35), правую руку

в сторону на уровень плеча ладонью вперед (рис.36). Затем, согнуть

руку перед грудью, кисть повернуть ладонью внутрь, запястье у

средней линии корпуса (рис.37).

Знаки ПДД

Рис.35

Знаки ПДД

Рис.36

Знаки ПДД

Рис.37

4.3.2. Из исходного положения правая рука свободно поднята вверх

(сигнал "Внимание!") (рис.39). Согнуть правую руку перед грудью,

ладонью внутрь, запястье у средней линии корпуса рис.41).

Знаки ПДД

Рис.39

Знаки ПДД

Рис.41

Второй вариант выполнения сигнала "Разрешено движение транспорта

в прямом направлении и с" поворотом направо" выполняется из

исходных положений - основная стойка или правая рука согнута перед

собой - сигнал "Внимание!".

Вытянуть руки в стороны ладонями вперед (рис.45), затем согнуть

правую руку перед грудью ладонью внутрь, запястье у средней линии

корпуса рис.46), после чего выпрямить правую руку в сторону (рис.47).

Знаки ПДД

Рис.45

Знаки ПДД

Рис.46

Знаки ПДД

Рис.47

Повторение сигнала:

- правую руку в сторону ладонью наружу (рис.36);

Знаки ПДД

Рис.36

- согнуть правую руку перед грудью ладонью внутрь (рис.37);

Знаки ПДД

Рис.37

 

 
5.1. Остановка транспорта, идущего слева.

Исходное положение - основная стойка (рис.48). Согнуть левую руку к

плечу; кисть поднята, ладонь наружу (рис.49). Затем выпрямить руку в

сторону; кисть поднята, ладонь наружу (рис.50).

Знаки ПДД

Рис.48

Знаки ПДД

Рис.49

Знаки ПДД

Рис.50

5.2. Остановка транспорта, идущего на правый поворот. Исходное

положение - стойка: правая рука в сторону (рис.51).

Знаки ПДД

Рис.51

5.2.1. Согнуть левую руку к плечу; кисть поднята, ладонь

наружу (рис.52).

Знаки ПДД

Рис.52

5.2.2. Руку выпрямить вперед; кисть поднята, ладонь наружу (рис.53).

Знаки ПДД

Рис.53

5.3. Жест "Разрешен проезд транспорта с левой стороны за спиной

регулировщика".

Исходное положение - стойка: правая рука вперед (рис.54). Левую

руку в сторону ладонью вверх (рис.55), а затем махом согнуть руку

к плечу (рис.56).

Знаки ПДД

Рис.54

Знаки ПДД

Рис.55

Знаки ПДД

Рис.56

5.4. Жест, ускоряющий движение транспорта, осуществляющего левый

поворот.

Исходное положение - стойка; правая рука вперед (рис.57).

Знаки ПДД

Рис.57

5.4.1. Поднять левую руку в сторону до уровня плеча, ладонь

повернута вверх (рис.58).

Знаки ПДД

Рис.58

5.4.2. Мах левой рукой вниз и вперед к правой руке и обратно

(рис.59,60).

Знаки ПДД

Рис.59

Знаки ПДД

Рис.60